Опыт взаимодействия объединения «Симбиоз» и нацпарка «Хвалынский»
Объединение «Симбиоз» Центра естественнонаучного образования и экологического воспитания «Экокампус» Дворца творчества детей и молодежи работает на базе Старокулатскинской средней школы №2 имени героя России Р.М. Хабибуллина. Педагоги и воспитанники сотрудничают с нацпарком «Хвалынский», расположенном в Саратовской области. Это территория с уникальными природными комплексами: здесь расположены ценные культурные, палеонтологические и археологические объекты, относящиеся к различным эпохам (городища, курган, селища, поселения, пещера Монаха, родник Святой и прочее). Красивые ландшафты, богатый растительный и животный мир, возможность отдохнуть в первозданной тишине — всё это постоянно привлекает сюда любителей природы.
Два года подряд в нацпарке, на территории туристического комплекса «Солнечная поляна», для воспитанников объединения была организована работа палаточного лагеря. В программу лагеря входило знакомство с полевыми методиками исследований природных объектов, выполнение индивидуальных исследовательских проектов, образовательные экскурсии, природоохранная деятельность и эколого-просветительская работа.
С участниками лагеря работали преподаватели кафедры экологии СГТУ имени Гагарина. Под руководством начальника научного отдела национального парка «Хвалынский» Гузелии Сулеймановой ребята посетили экологическую тропу, проходящую через разные типы ландшафтов: лесные, степные и меловые; увидели и изучили большое разнообразие растений и животных. Для юных экологов это было познавательно и интересно. Гузелия Фаттаховна показала ребятам знаменательное место национального парка – самую высокую точку Приволжской возвышенности, 379 метров над уровнем моря.
Результаты своих исследований наши школьники представили на международной научно-практической конференции «Особо охраняемые природные территории: прошлое, настоящее, будущее», а межрегиональной научно-практической конференции школьников «Проблемы сохранения биоразнообразия и современного природопользования» и региональном этапе Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И.Вернадского. Исследовательские и проектные работы ребят включены в сборники трудов нацпарка.
В декабре 2021 года шестиклассники, члены объединения «Симбиоз» Центра вновь посетили нацпарк «Хвалынский». Ребята побывали в нескольких музеях — «Микромир», сурка, пчелы, природы, вольерном хозяйстве «Теремок», где ребята узнали очень много интересных фактов из жизни животных и растений. Приняли участие в ежегодной экологической акции «Покормите животных». Вольерное хозяйство выполняет роль реабилитационного центра для пострадавших птиц и животных местной дикой фауны. Четвероногие жители хозяйства с большим удовольствием принимали угощение из рук посетителей, а взамен подарили море положительных эмоций.
Посещение школьниками территории национального парка
Нацпарк «Хвалынский» привлекателен для сотрудничества по нескольким причинам. Прежде всего, это достаточно близкое расположение от Старой Кулатки (50 километров). В нацпарке есть комплекс разнообразных мероприятий экологического и природоохранного содержания, которые постоянно организуют для школьников сотрудники парка. Благодаря этому ребята вовлекаются в новые для них виды деятельности, вызывающие неподдельный интерес, получают бурные эмоции, у них появляется желание вернуться сюда не один раз.
Кроме этого, в нацпарке «Хвалынский» есть широкие возможности для проведения исследовательских работ, организации содержательного отдыха и оздоровления детей.
Посещение школьниками особо охраняемых территорий имеет одно большое преимущество: оно заключается в преодолении противоречия между теоретическим обучением детей в школе и вовлечением их непосредственно в различные виды практической природоохранной и просветительской деятельности, способствующие успешному формированию экологического сознания.
Таким образом, опыт межведомственного взаимодействия школы, учреждения дополнительного образования и национального парка «Хвалынский» показал свою эффективность в экологическом просвещении подрастающего поколения, формировании у современных школьников чувства глубокой ответственности за сохранение чистоты и красоты окружающего мира.
Список литературы.
1.Научные труды Национального парка «Хвалынский»: сборник научных статей. - Саратов-Хвалынск:Амирит,2020.-Вып.12-353с.
Р.Р. Аделова
Педагог дополнительного образования, руководитель объединения «Симбиоз» Центра естественнонаучного образования и экологического воспитания «Экокампус» ОГБН ОО «Дворец творчества детей и молодежи», работающего на базе МБОО- Старокулаткинская средняя школа №2 имени Героя РФ Р.М. Хабибуллина
rozalia.adelova@yandex.ru