Светлана Вихирева: «Создаем ситуацию успеха для каждого ребенка!»

Светлана Владимировна Вихирева - педагог дополнительного образования, руководитель городского школьного лесничества «Дубравушка», победитель регионального этапа, финалист VI Всероссийского профессионального конкурса педагогических работников «Арктур», неоднократный победитель Всероссийского конкурса программ и методических материалов по дополнительному естественнонаучному образованию, подготовила победителей различных детских конкурсов естественнонаучной направленности.

Как началась ваша деятельность во Дворце?

- В системе дополнительного образования я 6 лет, моя деятельность во Дворце творчества детей и молодежи началась 1 апреля 2016 года, с должности руководителя городского школьного лесничества «Дубравушка».

Какую роль Дворец играет в вашей жизни?

- Во Дворце я получаю помощь, поддержку, понимание. Очень многие педагогические технологии я освоила благодаря сотрудничеству с коллегами, например, с Региональным модельным центром. В естественнонаучном комплексе с моими детьми дополнительно занимаются сотрудники, консультируют, дают рекомендации для участия в региональных и Всероссийских конкурсах. Мы достигаем результатов: у нас есть призеры и победители. Я благодарна своим коллегам. Я очень рада, что работаю именно во Дворце, я реализовалась здесь как педагог дополнительного образования.

Сколько лет руководите объединением? Какие ребята приходят? Что это им даёт в жизни? Какие навыки они получают?

 

- Как я уже говорила, в апреле, 6 лет назад, я стала руководителем объединения «Дубравушка». Работаю с двумя группами: младшая и старшая. Дети разного возраста, с 5 по 11 класс. В старшей группе мы реализуем наставничество, т.е. более взрослые занимаются с младшими – проводят экологические уроки, разрабатывают образовательные ресурсы для учащихся младшей группы. Основное направление у нас — это природоохранная деятельность, мы сажаем деревья, проводим беседы с населением, информируем о различных экологических акциях, сами в них участвуем.
Детям это очень помогает самореализоваться. Для меня одной из главных задач является создание условий для успешной социализации каждого ребенка. Ребята участвуют в социально-значимых мероприятиях, идет вовлечение в общественную жизнь. Такие дети более успешны. А когда они поступают в высшие учебные учреждения, то им уже проще чувствовать себя в другой среде. Мы сотрудничаем с вневедомственными организациями, с высшими учебными заведениями. Участники объединения имеют возможность работать в лабораториях вузов в то время, пока они еще школьники. У нас есть ребята, которые уже имеют печатные работы, что так же является индикатором успешной социализации.

Какие методы обучения вы используете? Какие интересные приемы?

- Во-первых, конечно, мы используем все формы обучения – массовые, групповые, индивидуальные, мы применяем различные технологии, которые позволяют получать знания и использовать их в разных сферах. В период антиковидных мероприятий в объединении применялась технология гибридного обучения, создан образовательный ресурс на сайте Lumio by SMART. Реализуем инновационные STEAM-технологии, позволяющие применять знания из различных областей науки. Так у нас был проект по микробному элементу, сам по себе проект экологический, но с использованием технологических приемов. Обязательно создаем ситуацию успеха для каждого ребенка, программно-методический комплекс и сама структура занятия построены таким образом, чтобы каждый ребенок мог выполнить задание посильное именно ему и поверить в себя и в свои силы.

Что важно для детей во время занятий или мероприятий?

- Детям нравится участвовать в мероприятиях, они чувствуют свою значимость и важность. Также мы привлекаем родителей, они охотно откликаются, получают эмоции всей семьей. Именно семейное воспитание закладывает в ребенке основы гражданской идентичности.

 Тяжело ли быть наставником?

- Я начинала свою педагогическую деятельность в системе дополнительного образования, потом ушла в школу, а затем стала работать во Дворце. Мне нравится работать с детьми во внеурочное время, участвовать в таких мероприятиях, которые интересны детям. Я являюсь сторонником того, чтобы быть именно наставником, а не руководителем, сопровождать детей, но давать им самостоятельно выбирать направление их деятельности, искать пути решения проблем. Я поддерживаю любую творческую инициативу ребенка, считаю, что это наиболее приемлемая и эффективная форма совместной деятельности.

Что дает вам возможность расти как педагогу?

- Я часто участвую в профессиональных конкурсах. Они очень значимы, позволяют педагогу посмотреть на себя со стороны, на свою деятельность, обмениваться опытом со своими коллегами. Считаю это своеобразным повышением квалификации. Это дает возможность проанализировать, что недостаточно проработано в моей деятельности, в каких новых направлениях можно двигаться, какие уже имеющиеся я могу более совершенствовать. Например, Всероссийский профессиональный конкурс «Арктур» уникален в том плане, что охватывает все аспекты деятельности педагога и системы дополнительного образования в целом. Всероссийский этап конкурса сопровождает форум, на котором спикерами выступают известные педагоги, специалисты в сфере образования. Второй год я становлюсь лауреатом конкурса. Конечно, я рада, что моя деятельность получила высокую оценку на всероссийском уровне.

Каким вы видите Дворец в будущем? И что хотели бы пожелать воспитанникам, коллегам?

- У нас идет курс на персонификацию, я считаю, что должны сохраняться обе формы: индивидуальные, по тем же самым образовательным маршрутам, и все-таки групповые, если ребенок будет находиться с педагогом один на один, процесс социализации будет неполным. Реализовать что-то значимое можно только в команде. Надеюсь, Дворец будет идти в этом направлении. Коллегам и воспитанникам я хотела бы пожелать - творить, дерзать, верить в себя, быть креативными, никогда не унывать, стремиться реализовать себя в жизни.