Владимир Кривошеев – выпускник станции юных натуралистов (сейчас это Центр «Экокампус» Дворца творчества детей и молодежи), кандидат биологических наук, преподаватель вуза, основатель музея естественной истории, имеет более 35 лет стажа в сфере дополнительного образования. И всё это только часть его достижений.
Расскажите о времени проведенном на станции юных натуралистов.
- На станцию юных натуралистов я попал в 1973году, учась в школе. Меня заинтересовал фотокружок и зоологический музей. Весной, летом и осенью мы выходили на экскурсии, где фотографировали птиц, потом это все проявляли и отправляли на конкурсы. В июне мы ежегодно выезжали в экспедиции в Старомайнский залив. Там ставили палаточный лагерь, днем уходили на экскурсии: выявляли видовой состав, записывали каких мы птиц и животных видели, фотографировали это все. Это было очень интересно и экспедицию ребята ждали, как манну небесную. На период экспедиции нам каждому выдавали бинокль, фотоаппарат. Это тоже было детской мечтой, потому что в советское время купить бинокль было, как сейчас современному человеку купить машину. Те навыки, которые я получил, занимаясь на станции, пригодились, когда я писал и защищал диссертацию, посвященную амфибиям и рептилиям Ульяновской области. Всю свою диссертацию я иллюстрировал фотографиями, которые я снимал во время экспедиций. Я и сейчас с пленкой не расстаюсь. Все негативы складывается в архив, подписываются (когда было отснято: год, месяц, число; ставятся координаты). Я хочу сделать фотобанк и выкладывать информацию в Интернет за все годы.
Владимир Александрович, если оглянуться назад — могли ли Вы представить, что будете стоять у истоков настоящего музея естественной истории?
- Наверное, нет. Когда я пришел заниматься к Владимиру Ефимову (в клуб «Плутоний»), меня увлекали, в первую очередь, походы, экспедиции, путешествия, дальние странствия. Никто не думал, что за тридцать пять лет у меня сформируется целое собрание коллекций минералов, горных пород, ископаемых растений, животных, насекомых. Когда я работал в детском экологическом центре в УлГПУ, мы организовали музей. Сейчас это музей Естественной истории, где у нас представлена коллекция беспозвоночных (крабы, раки, моллюски), современные ископаемые, насекомые.
А кем вы себя видели?
- Я видел себя путешественником. Сначала я хотел стать специалистом для работы в заповеднике, но жизнь распорядилась так, что стал педагогом.
Так сложилось, что по окончании Саратовского университета, меня пригласили работать руководителем кружка на областную станцию натуралистов, клуб у меня назывался «Симбирскид». Я пошел по стопам своего учителя, Владимира Ефимова. Мне нравилось заниматься с ребятишками. Потом затянуло и я уже без этого, наверное, не смогу. Меня дети любят, и я люблю детей, у нас это взаимно. Стал преподавателем по жизни. Наверное, это призвание.
Я говорю: «Не обязательно, чтобы вы все стали биологами. Знания, которые вы получили, занимаясь в клубе, непосредственно принимая участие в походах, экспедициях по родному краю – вы уже знаете больше, чем ваши сверстники. Вы никогда не обидите животное, не сломаете, не срубите дерево, знаете как себя вести в природе и с природой. Знаете растения, животный мир, геологическое прошлое края».
Каково, на Ваш взгляд, предназначение музеев? Какую роль они играют в современном мире?
- Я считаю, что в современном мире музеи играют очень важную роль. Фактически, музеи являются сосредоточением материалов и коллекций, которые были собраны в прошлых веках. Они несут огромную информацию о растениях, животных, минералах, горных породах. С течением времени многое исчезает, и увидеть, исследовать, мы можем уже только коллекционные материалы. Это очень важно и интересно, какая жизнь была и что нас ждет в будущем.
Расскажите интересные случаи из жизни на станции юных натуралистов?
- Расскажу, как мы познакомились с нашим известным ученым-орнитологом Олегом Бородиным. Я проводил наблюдения в экологическом парке Черное озеро, поет птичка интересная, называется речной сверчок. У нее песня, напоминающая трель. Вдруг, слышу треск с другой стороны – кто-то тоже лезет и наблюдает. Я с биноклем и он тоже. Мы за одной птицей с разных сторон наблюдаем. Так мы с ним столкнулись и познакомились.
Мы считаем Вас Натуралистом с большой буквы. Спасибо Вам за всё. В ближайшее время большинство людей поедет отдыхать на природу. Расскажите, что отдыхающие должны учитывать при походе в лес? Какие опасности могут поджидать их?
- Если брать среднюю полосу, нашу Ульяновскую область, при выходе на природу, в лес, то нужно обязательно правильно одеваться и экипироваться. Потому что самым опасным членистоногим будет клещ, который может переносить опасные заболевания: энцефалит, менингит, боррелиоз. И чтобы себя обезопасить, лучше всего надевать брюки и куртку, с резинками на поясе и манжетах, и сапоги.
У нас обитает два вида опасных рептилий: обыкновенная и степная гадюка. Если этих змей не трогать, они вас не тронут, уползут. Если пытаться поймать – может укусить! Их яд влияет на кровяные тельца, создает тромбы. Если тромб попадет в голову или забьет сосудик, то это может вызвать инсульт или инфаркт. Смертельные случаи у нас очень редко отмечаются. Что нужно сделать, если вас укусила гадюка? Если во рту у вас нет никаких ранок, то, в первую очередь, необходимо отсосать яд. Обязательно принять антигистаминные препараты (например, супрастин). И пить как можно больше жидкости (горячий чай). Нужно сделать перевязку, засечь время, когда вас укусила змея, и этому человеку нужно как можно быстрее доехать до врача, где ему окажут первую медицинскую помощь.
Еще опасными могут быть лоси и кабаны, особенно весной с детенышами или раненые. Лисы могут быть опасны, как переносчики бешенства. Если лиса пытается к вам подойти, то старайтесь ее не подпускать или увильнуть. Первые признаки: она не боится ни собак, ни человека. Неадекватное поведение, слюна капает, пена вокруг рта. Дети не знают, видят лисичку, хотят погладить, а она в этот момент кусает. Это очень опасно!
Если бы сейчас вам пришлось сделать выбор? К примеру, вы можете бросить все и заняться чем угодно...
- Наверное, я опять повторил бы свой путь. Потому что он был настолько интересен, познавателен! Мы объездили практически всю страну - были экспедиции в Молдавию, на Север, на Кавказ, на Урал, проехали по всей Ульяновской области. Это и нужно, и востребовано. Ты видишь плоды своего труда. Приятно, когда ребята получают знания, становятся на голову выше. У меня сейчас есть ученики, которые тоже защитили диссертацию, работают, преподают. Мы встречаемся, обмениваемся информацией, уже являемся коллегами. Я и музей создал, чтобы приносить много полезного, доброго. Наверное, это самое главное – быть полезным, творить добро, делать хорошее, вечное, сеять разумное. Защищать природу, охранять ее, учить этому других.