Национальный проект «Образование» позволил открыть на базе естественнонаучного комплекса областного Дворца творчества детей и молодежи сразу два новых объединения. Одна из задач, связанных с реализацией нацпроекта — оснастить учреждения дополнительного образования новым оборудованием, показать, что дети могут получать здесь не только интересные знания, но и практические навыки, а также предпрофессиональную подготовку по новым направлениям развития, которые определяются федеральным центром. По естественно-научному направлению таких направлений шесть; в Ульяновске пока запущены два.
— Мы выбрали объединения «Экологический мониторинг» и «Агроэкология» как наиболее близкие к нашим наработкам и готовым программам. Нашли специалистов, которые готовы их реализовывать, заключили соглашения с двумя вузами — УлГУ и аграрным университетом, которые будут курировать эти направления, помогать ребятам, проводить совместные эксперименты. Так что сотрудничество налажено, — рассказал заведующий отделом организации образовательных программ Центра естественно-научного образования и экологического воспитания «Экокампус» областного Дворца творчества детей и молодежи Антон Чернышев.
Каждая программа рассчитана на 72 воспитанника. В одной группе занимается по 20 человек. Программы одногодичные, но у направлений есть три уровня: стартовый, когда ребята осваивают азы, базовый, где они в полной мере учатся методикам, практической и лабораторной работе, и продвинутый — это практически предпрофессиональная подготовка, когда дети уже знают и понимают, к чему их готовят, куда они могут поступить, осваивают профессии будущего.
— Экомониторинг — очень широкое направление, в которое заложено несколько узких, подходящих под определение «профессия будущего» (зеленая энергетика, урбанистика и прочее). Профориентация — большой и важный сегмент нашей работы, как и экологическое воспитание, профобразование. На программах продвинутого уровня мы готовим ребят для поступления на экоспециальности вузов. Даже если они их не выберут, у них останется понимание, как выживать в мире, который неизбежно изменится. Ребята изучают экологические законы, узнают, как на практике можно сохранить биологическое разнообразие, как оценить качество сред обитания — это и вода, и почва, и воздух, продукты питания. Благодаря организации новых мест у нас появилось современное лабораторное оборудование, благодаря чему дети могут делиться своими открытиями с родителями. Например, как составить рацион питания, чтобы он был полноценным и сбалансированным, — рассказывает Антон Чернышев.
Воспитанники Дворца очень любят проводить лабораторные эксперименты — они выполняют целый комплекс анализов сред обитания. Например, выходят на Черное озеро, берут пробы почвы, воды, воздуха. Затем, что важно, их учат оформлять это в исследовательские работы, либо писать проекты, которые могут улучшить качество окружающей среды. Все работы юных экологов участвуют в конкурсах регионального и федерального уровня. Дети получают бесценный опыт, а многие выпускники Дворца уже поступили в экологические вузы Казани, Санкт-Петербурга и Москвы.