В минувшую среду на волне радио России - Ульяновск в информационной программе "Будни" прозвучало интервью с бывшим воспитанником Дворца пионеров далёкого советского времени, занимавшегося тогда в изостудии, Львом Николаевичем Нецветаевым.
Дворец творчества детей и молодёжи – это прежде всего его богатая история, это выпускники, известные талантливые люди, которым он дал путёвку в жизнь. Среди них – почётный архитектор России, участник всевозможных художественных выставок, член Союза художников России, автор множества книг и статей Лев Николаевич Нецветаев. В преддверии юбилея Дворца состоялась беседа со Львом Николаевичем о тех далёких годах, когда он, будучи воспитанником тогдашнего ещё Дома Пионеров, занимался в изостудии. Вспомнили имена некоторых преподавателей и учеников, порассуждали о Дворце в будущем. Радиосюжет при желании можно послушать в группе Дворца ВКонтакте: https://vk.com/dvorec73?w=wall-19709157_4382
- Рисовать я любил с самого раннего детства, всю войну, когда мы жили в деревне с дедушкой и бабушкой, я углем умудрился изрисовать всю стену. Вот я смотрю на рисунки 4-х летнего, 3-х летнего, и там уже вполне узнаются люди, там война, танки, пушки, самолёты. Я очень любил рисовать. И потому где – то, наверное, лет в 11 или в 12 я первый раз пришёл во Дворец Пионеров. Помню, что студию вела женщина. Там, в основном, сидели девочки, рисовали натюрморт. Когда я узнал, что там появился преподаватель Павлов Юрий Васильевич, наверное, мне было лет 14, я – непременно туда. Сагитировал своего одноклассника Гену Вишнякова, а из параллельного класса – Гену Ахматова, талантливейшего парня. И мы с Геной стали упорными, от и до, до выхода из школы студийцами. Это было замечательно. Окна выходили на улицу Гончарова, два огромных окна, были стенды с работами студийцев. Конечно, впечатляли работы старших: Владимир Савельев, Юрий Свечников, с которым дружба наша сохранилась на всю жизнь. Нас учил, вдохновлял сам вдохновенный Юрий Васильевич Павлов. Он с упоением рисовал с нами, летом особенно, то есть он нас зажигал. Это был совершенно удивительный человек, он был педагог по составу крови, что говорится.
Изостудия в те годы располагалась в старом здании Дворца Пионеров?
- Это ниже Дома печати, особнячок. В подвале была вода, куда мы бегали за ней для живописи, акварели. Вот он летом устраивал походы, мы ходили в Прислониху, писали этюды, общались с Пластовым, ждали этого, как праздника. Два дня в неделю были эти занятия. Мы собирались заранее, со старшими, смотрели друг у друга альбомчики, кто что нарисовал. А бедность – то какая была, конечно… Акварельных красок нормальных ни у кого не было, были сухие плиточки, вместо красного – бледно-розовый цвет и так далее. Карандаш «Пионер» появился, выразительный такой, чёрные линии давал, это было событие.
Какое это было время?
- Оно было сложное в бытовом плане, кормёжки, всего прочего. Но подъём какой –то был у всех. Послевоенная жизнь, это при всех сложностях, она была праздником каким – то. А уж сами праздники,1 Мая, 7 ноября, играет музыка, все на улице, все празднуют. Сейчас это как – то всё завяло. Грустно вспоминать. Ностальгия такая… Какой – то вот энтузиазм был везде и во всём. Когда я был студентом, мне мало было рисования, я пошёл в газету, сколько я перерисовал для «Ульяновской Правды», «Ульяновского Комсомольца»! У меня горы рисунков. Изостудия дала очень много.
Как это пригодилось потом?
- У меня с учёбой всё было нормально в школе, и я все годы был отличником. Как – то, видимо, легко давалось. Золотая медаль. Поступай куда хочешь. В Москве нужно было сдавать рисунок и черчение. Я приехал и всё нормально сдал. Сразу. И это дала изостудия. Безусловно. И там был среди лучших рисовальщиков. На курсе 4 -5 человек считались самые – самые.
Сколько в изостудии занимались?
- 3 года – то я точно там был. Когда приехал Юрий Васильевич, то буквально на следующий год я попал к нему, в изостудию и, уже учась в Москве, мы непременно все приходили, кто только был на каникулах, смотрели, как там ребята рисуют, которые уже были позже. Связь была неразрывна. Постоянна. Видеть Юрия Васильевича и общаться с ним было необходимо. Мы письма ему писали! И он наши письма хранил. Эта дружба была навек.
Атмосфера того Дома Пионеров – что можно об этом сказать?
- Атмосфера была самая живая. Там были и праздники какие – то общие, и особенно новогодние. Мы рисовали всевозможные панно, на стены, дедов Морозов и прочую атрибутику. Это было замечательно. В новом Дворце я сам стал вести изостудию.
Это путёвка в жизнь?
- Конечно! Буквально в 67-ом году мне звонит старейший наш фотограф Александр Маркелычев. Он говорит: «Лёва, нам нужен преподаватель во Дворец Пионеров. Ой…я опешил. Да ещё было в старом здании. Это ответственно. Попробовал. Это был 67-ой год. Лето. И вообщем, так включился, я оказался даже очень к месту! Ну, и я так увлёкся занятиями с детишками, это продолжилось и в новом здании. Там – роскошная, конечно, изостудия, две комнаты, вторая была кладовая для работ, раковина с водой у нас была прямо здесь. Всё было чудесно. Так что у меня тоже масса учеников по изостудии Дворца Пионеров.
Какие Вам навыки, очень серьёзные дала та изостудия, тот Дом Пионеров, и Вы старались уже своим ученикам это передавать?
- Наверное, это любовь и интерес к классике, к мастерам, какой – то стержень, фундамент должен быть. И потом эта профессиональная дружба между нами – это самая прочная дружба. У нас общие интересы, связывает общая любовь к чему – то, и поэтому изостудийцы, они всегда помнят друг друга, всю жизнь.
Какие бы добрые слова Вы сказали всем воспитанникам Дворца, и нынешним, а также родителям, педагогам, коллективу? Как выпускник того далёкого времени?
- Пожелание – вкладывать душу. Вот ведь самое главное, мне кажется. Именно с душой к этому всему относиться, чтобы была любовь к детям, занятиям, и тогда всё будет хорошо.