26 Август 2020
Это слова доктора физико-математических наук, профессора Ульяновского государственного университета, члена жюри заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике, руководителя математических образовательных программ центра «Сириус», педагога дополнительного образования Дворца творчества детей и молодёжи Леонида Михайловича Самойлова. Его деятельность по обучению математике одарённых школьников широко известна как в России, так и за рубежом. Сегодня объединение «Юный математик», действующее во Дворце творчества детей и молодёжи под его руководством, – одна из сильнейших математических школ в мире. Воспитанники Леонида Михайловича – многократные победители и призёры Международных, Всероссийских и региональных олимпиад. Представляем Вашему вниманию небольшое интервью с этим интересным человеком. С ним побеседовала Надежда Шейко.
- Леонид Михайлович, с 5 по 28 августа во Дворце проходят занятия в объединении «Юный математик». Вы занимаетесь с самыми сильными ребятами Ульяновской области. Чему их стараетесь научить?
- Здесь абсолютно все дети – победители и призёры регионального этапа олимпиады по математике старших классов, а также областной олимпиады по математике 5-6-ых классов. Многие из них уже неоднократно были в «Сириусе» и являются победителями заключительного этапа Всероссийской олимпиады. Ребята посещают наш математический кружок на протяжении многих лет. Мы с ними занимаемся математикой по устоявшейся программе летних школ. Это серьёзная вещь, которая не имеет отношения ни к школьной программе, ни к занимательной математике. Мы тут кроссворды не разгадываем и хореографические постановки на тему «Теорема Пифагора» не ставим. (Смеётся) С младшими школьниками занимаемся базовыми вещами, а со старшими уже изучаем серьёзную науку. Помимо занятий, которые проходят по краткосрочной образовательной программе, у нас ещё работают онлайн школы, и около 50 детей в эти минуты занимаются онлайн.
- С какого времени Вы воспитываете юных математиков? И в чём сегодня заключается работа с талантливыми школьниками?
- Я работаю с детьми, начиная примерно с конца 2000 года. Объединение «Юный математик» - один из самых сильных математических кружков в России, и в разные годы ребята побеждали во многих конкурсах. Приведу пример: в 2015 году у Александра Зимина была серебряная медаль, завоёванная на Международной олимпиаде школьников по математике.
Это как Олимпийские игры, если на спорт перевести. Среди моих помощников - преподавателей в прошлом есть призёры Всероссийской олимпиады по математике, и они сейчас передают свои знания детям. Был опыт даже пятикратного победителя Российской олимпиады, завоёванная серебряная медаль. Примеров привести можно немало.
Нужно понимать, что математика – очень Большая. Даже физика по широте изучаемых тем уступает математике. Это огромнейшая вещь. Математику знать целиком невозможно. Нет на земле человека, который бы знал одну тысячную процента того, что есть в математике. Можно изучать только те или иные фрагменты. Какие-то из них считаются базовыми, более важными. Более традиционные мы изучаем в математическом кружке. Хочу подчеркнуть: дети достаточно сильные. Они - профессионалы. Конечно, не все идут в профессиональную математику. Есть те, кто уходит в физику. Почти все уходят в программирование, причём в серьёзное. Это разработка алгоритмов, огромных баз данных. Там нужно фантастическое знание математики.
- Как Вы замечаете способных ребят?
- Увидеть склонность к математике очень тяжело. Может быть, есть такие люди, которые способны посмотреть на ребёнка три минуты и сразу понять, есть у него способности или нет. Я к таким людям не отношусь. На самом деле, очень тяжело понять. Когда ребёнок приходит в 4-ом или 5-ом классе в кружок, он не знает ничего. Поэтому все они проходят многоступенчатый отбор. Вот, например, сейчас в кружке 6-тиклассников занимаются 16 человек. Два года назад, когда дети ещё были в четвёртом классе, была отборочная олимпиада. Вначале было 315 человек, в следующем туре – уже меньше, в следующем – ещё меньше. И в итоге было отобрано 37 человек. Они стали заниматься. Кто-то потом ещё отсеялся. И осталось из 315-ти шестнадцать человек. Поэтому когда дети выделяются, уже через год, никак не раньше, через проведённые занятия можно понять, есть у ребёнка способности к математике или нет. Они есть-то у многих, вопрос только в какой степени. И огромную роль, конечно, играет трудолюбие. Если у тебя есть способности, но нет трудолюбия, ты либо можешь пять часов думать над задачей, либо нет. Способности бывают у многих, но у одного ребёнка они развиваются, а у другого так и остаются на прежнем уровне. Один работает над собой, другой – нет. Поэтому неудивительно, что в старших классах в математическом кружке остаются только очень трудолюбивые и целеустремлённые.
- Леонид Михайлович, Вы как-то отслеживаете: связывают ли ребята дальнейшую жизнь с математикой?
- Во всех сильных кружках ситуация практически одинаковая. В большинстве случаев связывают. Но понимаете, когда студент приходит в университет, и у него хорошее математическое образование, он сразу может пойти уже с 1 курса работать в серьёзные программистские структуры. И он там имеет запредельно высокую зарплату. Согласитесь, часто можно прочитать объявление, что предлагают работу программистам. И когда у тебя зарплата 300 тысяч рублей, и ты – студент 1 курса, возникает вопрос: ходить на занятия или работать? Поэтому очень многие уходят в профессиональное программирование, где несложно двигаться к ещё большим зарплатам, где ребята востребованы.
Математические модели экономики, они достаточно сложные. И в структуры, связанные с аналитикой, страхованием, торговлей очень многие идут. Поэтому наука складывается из таких способных школьников. И если они идут туда, то, как правило, достигают высоких результатов.
- Как Вы считаете, насколько сегодня высок среди современных школьников интерес к точной науке?
- Интерес огромен. Я повторюсь, что на вступительную олимпиаду по математике в Ульяновске приходится из одной параллели 4-ых классов более 300 школьников. Это огромная цифра. А мест там, скажем, 30. То есть реальная конкуренция. И это везде такая картина. Посмотрите, сколько сейчас турниров по математике. Они разноуровневые, абсолютно разные. Дети ездят, участвуют, стараются. Олимпиад очень много проходит по математике. Есть хорошие, сложные, лёгкие, разные уровни. Но каждый ребёнок в них что-то для себя находит. Сейчас, когда у нас в полную меру заработал «Сириус», этих детей стало по стране просто в разы больше, потому что проходят всевозможные конкурсы, используются дистанционные формы работы. Можно реально учиться дистанционно. Есть хорошие дистанционные программы. Замечу: уровень задач вырос фантастически. И дети в своём развитии выросли. Но здесь есть расслоение. Если брать ЕГЭ, то уровень задач каждый год хоть чуть-чуть, но ниже. Если мы говорим про школьный уровень, то происходит постоянное некоторое упрощение. А если брать детей, которые серьёзно занимаются математикой, то происходит усложнение. Не знаю, хорошо это или плохо, но это факт.
- Образовательный Центр «Сириус» и одарённые школьники: сейчас там проходит отбор ребят?
- У нас был отбор, две-три недели назад. Результаты ещё не опубликованы, и кто из школьников туда прошёл, можно пока только предполагать. Ульяновская область является одним из регионов-организаторов смены в «Сириусе» для Приволжского и Уральского федеральных округов. Имеется в виду, что мы обеспечиваем кадры, общее руководство смены, методики работы. У регионов-организаторов всегда есть возможность провести ещё какой-то дополнительный отборочный небольшой тур. Чтобы в «Сириус» прошли те дети, которые на предыдущих турах, возможно, случайно выступили хуже, чем могли. Такое бывает. Поэтому есть возможность провести дополнительный тур и посмотреть, есть ли у нас такие дети в этом году. Это такой, я бы сказал, осколок основного этапа отбора, который давно состоялся.
- И в заключение беседы какой бы ценный совет Вы могли дать своим воспитанникам и тем ребятам, которые в будущем захотят заниматься в «Юном математике»?
- Когда ты занимаешься математикой, прежде всего решаешь задачи. Ты не читаешь интересную книжку, не слушаешь интересные лекции, хотя их сейчас очень много. Если ты хочешь чего-то достичь, надо просто решать. И много. Надо заниматься и работать.
С Леонидом Самойловым беседовала Надежда Шейко.