Финал регионального этапа Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского в Ульяновской области

Дата проведения: 16 – 19 февраля 2018 года.

Место проведения: ОГБУ ДО «Центр «Алые паруса» (с. Крестово-Городище, МО«Чердаклинский район» Ульяновской области).

Региональный этап Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского проводится по инициативе и поддержке Ульяновского регионального отделения общероссийского движения творческих педагогов «Исследователь», а также Ульяновской региональной природоохранной общественной организации «Союз экологов». Учредитель Конкурса – Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь».Организаторы регионального этапа Конкурса – Министерство образования и науки Ульяновской области, Ульяновское областное отделение Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодёжи».

Конкурс проводится ежегодно с целью интеллектуального и личностного развития юношества, участвующего в исследовательской деятельности; развития системы организации и инфраструктуры исследовательской деятельности обучающихся в образовательных организациях; выявления и поддержки талантливых учащихся в сфере интеллектуальной деятельности, мотивированных на продолжение образования в сфере науки; развития творческого интереса обучающихся в области фундаментальных наук, наук о Земле, биосфере, человечестве, его истории и культуре.

Финал регионального этапа Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадскогов этом году проходил в рамках областной научно-практической конференции учащихся «Экологи XXI века». В региональном этапе Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского приняли участие 74участникаиз 8-11 классов с 47 работами в двух секциях по естественнонаучному и гуманитарному направлению.

К участию в конкурсе принимались исследовательские работы обучающихся. Тематика исследований в работах, представляемых на Конкурс, не ограничивалась (естественнонаучное и гуманитарное направления).

В естественнонаучном направлении были представлены 23 работы по следующимноминациям:

  • Физика;
  • Химия;
  • Загрязнение сред обитания;
  • Микробиология, клеточная биология и физиология растений;
  • Зоология позвоночных;
  • Ботаника;
  • Науки о Земле;
  • Медицина и физиология человека;
  • Агробиология, агрохимия, защита растений.

В гуманитарном направлении были представлены 24 работы по следующимноминациям:

  • Человек в современном мире;
  • Психофизиология и здоровье человека;
  • Региональное краеведение;
  • Лингвистика. Язык в современном мире;
  • История: человек и событие;
  • Лингвистика;
  • Народная культура.

 

В качестве членов жюри финала регионального этапа Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского были приглашены учёные из Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н.Ульянова, Ульяновского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина, Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А. Гончарова;представители Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь», а также сотрудники Дворца творчества детей и молодёжи города Ульяновска:

  1. Пахалина Наталья Ивановна – руководитель естественнонаучного комплекса Дворца творчества детей и молодёжи, Председатель регионального отделения Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь».
  2. Корепов Михаил Владимирович – кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и химии естественно-географического факультета Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова.
  3. Стрюков Станислав Андреевич – заведующий секции «Палеонтологическая галерея» отдела природы Ульяновского областного краеведческого музея им. И.А.Гончарова

4.Хайртдинова Наталья Александровна – кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Почвоведение, агрохимия и агроэкология», факультета агротехнологии, земельных ресурсов и пищевых производств Ульяновского государственного аграрного университета им. П.А. Столыпина.

  1. Белоусов Владимир Константинович – методист естественнонаучного комплекса Дворца творчества детей и молодёжи, победитель Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям».
  2. Емелина Лидия Григорьевна – методист естественнонаучного комплекса Дворца творчества детей и молодёжи, победитель Всероссийского конкурса программ и методических материалов эколого-биологической направленности.
  3. Чернышев Антон Витальевич кандидат биологических наук, – заведующий естественнонаучного отдела Дворца творчества детей и молодёжи
  4. Ваганов Александр Сергеевич кандидат биологических наук, – заведующий натуралистического отдела Дворца творчества детей и молодёжи
  5. Минякова Марина Геннадьевна – заведующая музеем Естественной истории, методист естественнонаучного комплекса Дворца творчества детей и молодёжи.

 

Итоги секции по естественнонаучному направлению Конкурса

В естественнонаучнойсекции приняли участие 36 обучающихся, вместе со своими руководителями. Всего было заслушано 23 исследовательских работы естественнонаучнойнаправленности, среди которых были работы, посвящённые изучениювлияния продуктов антропогенной деятельности на здоровье человека и окружающую среду; изучению ботаники и зоологии редких и краснокнижных видов растений и животных; изучениюиндикаторов качества различных сред обитания; изучению влияния образа жизни на здоровье человека; а также по изучению влияния удобрений на рост и развитие растений и многие другие.

Так Юмангулов Марсель, член объединения «Симбиоз» ЕНК ОГБУ ДОДТДМ, учащийся 10 класса МБОО Старокулаткинская средняя школа №1, занявший 3 место в номинации «Загрязнение сред обитания», исследовал влияние щелочных батареек на здоровье человека и окружающую среду.

Победитель в номинации «Загрязнение сред обитания»Чигакова Мария, обучающаяся МАОУ «Средняя школа №19 имени Героя Советского Союза И.П. Мытарева города Димитровграда Ульяновской области» и Черкасова Екатерина, обучающаяся МБОУ «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В. М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области» изучализоологии редкого вида, занесённого в Красную книгу, лебедя-шипуна. Занявшая 3 место в номинации «Ботаника»Зайнетдинова Юлия Венеровна, обучающаяся 10 классаМАОУ «Средняя школа №19 имени Героя Советского Союза И.П. Мытарева города Димитровграда Ульяновской области» посвятила свою работу особенностям распространения Краснокнижного растения Ульяновской области –Пальчатокоренника пятнистого.

Интересную работа по изучению гидробионтов как индикаторов качества воды написали две школьницы из Димитровграда – Мухутдинова Виктория Ренатовна, ученица 6 класса МБОУ «Средняя школа №17 имени генерал- лейтенанта В. М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области» и Пахомова Дарья Александровна, Ученица 10 класса МАОУ «Средняя школа №19 имени Героя Советского Союза И.П. Мытарева города Димитровграда Ульяновской области».

Инновационную работу по способности природных веществ к очистке загрязненных поверхностей в естественных условиях в номинации «Загрязнение сред обитания» представила Куляшина Ангелина,учащаяся 10 класса МБОУ гимназия №33г.Ульяновска, которая заняла 1 место в своей номинации.

2 место в номинации «Зоология позвоночных» заслуженно получила Бирюкова Юлия Алексеевна, обучающаяся объединения «Экотуризм»  МБУ ДО г.Ульяновска «Детский эколого-биологический центр». Она на протяжении четырех лет изучала популяциюбуроголовой гаички в окрестностях села Архангельское и представила свои наблюдения в виде исследовательской работы.

Сразу три обучающихся объединения «Юный медик» МБУ ДО города Ульяновска «Детский эколого-биологический центр» Алещенко Анастасия, Филатова Светлана, Чигина Надежда представилисвоё исследование по медицине и физиологии человека «Тяжелая ноша знаний». В своей работе ребята изучали влияние формы и веса школьных рюкзаков на осанку и здоровье школьников.

В номинации «Агробиология, агрохимия, защита растений» первое место было присуждено Архиповой Анастасии, обучающаяся объединения «Дубравушка», которая изучала процесс повышения плодородия почвы c применением капсульных удобрений. Второе место в данной номинации завоевал Чернышов Илья Романович, учащийся 10 класса МБОУ гимназия №33, г. Ульяновска, который изучал процесс применение гидропоники в качестве альтернативного метода выращивания растений.

Члены жюри отметили серьёзный научный подход и разнообразие направлений работ в секции. Особенножюри секции по естественнонаучному направлениюотметило работы победителей в номинациях «Зоология позвоночных»; «Загрязнение сред обитания»; «Агробиология, агрохимия, защита растений».Многим выступающим было рекомендовано обратить внимание на как более точное формулирование целей и задач, так и на подбор методик исследований. В нескольких работах жюри рекомендовало правильно оформить результаты исследований и сделать презентации более информативными.Руководителеместественнонаучнойсекции был Чернышев Антон Витальевич – кандидат биологических наук, заведующий естественнонаучного отдела Дворца творчества детей и молодёжи.

 

Итоги секции по гуманитарному направлению Конкурса

В гуманитарной секции приняли участие 38 обучающихся, вместе со своими руководителями. В форме публичной защиты было заслушано 24 исследовательских работы гуманитарной направленности, среди которых были работы, посвящённые изучению истории своей семьи на примере описания военного прошлого дедов и прадедов, составления генеалогического древа.

Призёр конкурса, занявший 3 место в этой номинации, Лощенин Артём, обучающийся 8 класса Каргинской средней школы Вешкаймского района, представил работу «История одной фотографии», положенную в основу самостоятельного исследования, приоткрывшего для него судьбу прадеда и его семьи, и послужившую началом воссоздания генеалогического древа своей семьи.

Обладательницей 2 места стала Федотова Валерия, обучающаяся гимназии №34 города Ульяновска, представившая на защиту работу «Ратный подвиг солдата Великой Отечественной войны (на примере прадеда Федотова Николая Васильевича). Исследования архивных документов, беседы с родственниками, изучение домашнего архива, сохранившихся до наших дней писем с фронта позволили воссоздать портрет и героическое прошлое прадедушки.

В номинации также были представлены работы, посвященные вопросам охраны здоровья, основам здорового образа жизни. Работа «Самолечение – лекарство от здоровья» КандрашинойЕкатерины,  члена школьного лесничества  Дубравушка ОГБУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи» была признана лучшей в номинации, ей присудили 1 место.

Членами жюри была отмечена работа Мокеевой Анны, обучающейся 9 класса Чердаклинской средней школы №2, посвященная изучению взаимосвязи папиллярных узоров на пальцах рук со способностями и характером человека, результат -3 место.

Члены жюри отметили серьёзный, ответственный и творческий подход авторов к выполнению исследовательских работ, достаточно большой объем самостоятельной работы, актуальность и практическую значимость проведенных исследований. Участникам было рекомендовано обратить особое внимание на подбор методик исследований, оформление результатов исследований и презентаций.  Руководителем секции по естественнонаучному направлению была Минякова Марина Геннадьевна – заведующая музеем Естественной истории, методист естественнонаучного комплекса Дворца творчества детей и молодёжи.

 

По итогам проведения очного финала жюри отметило высокий уровень представленных на конкурс работ, однако обратило внимание на основные ошибки и неточности, допущенныенекоторыми авторами при написании и защите исследовательских работ:

  1. Затянутое вступление, слишком подробная методика проведения, на основную часть мало времени.
  2. Превышение лимита времени на выступление.
  3. Слайды не информативные – мало сути, много лишней информации.
  4. Впрезентациях мало использовались графики, таблицы и диаграммы, а если используются, то они часто бывают не подписаны.
  5. Участники во время доклада зачитывали содержание слайда.
  6. Читали доклады во время защиты с листа.
  7. Неграмотно сформулированы тема, цели, задачи, выводы.
  8. Не соответствиевыводов поставленным задачам.
  9. Некоторые работы были сугубо реферативными.

 

Лучшие исследовательские работы победителей в каждом направлении будут направлены в соответствии с квотами и в установленном порядке на очный тур Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского, который будет проходить в Москве в апреле 2018 года. Победители также смогут принять участие в конкурсе на присуждение премии Правительства РФ для поддержки талантливой молодежи.

 

В рамках областной научно-практической конференции учащихся «Экологи XXI века» участники очного финала регионального этапа Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского участники приняли участие в мастер-класс по организации проектной деятельности «Проектируем будущее вместе», который проводил А.В. Чернышев кандидат биологических наук, заведующий естественнонаучным отделом Дворца творчества детей и молодёжи.

Цель мастер-класса по организации проектной деятельности – расширить знания и практические умения учащихся в области исследовательской и проектной деятельности, активизировать творческий потенциал через взаимообмен и взаимообогащение опытом.

В рамках мастер-класса слушатели узнали, какие бывают виды самостоятельных творческих работ учащихся кроме проектов, а также выяснили:

– чем отличаются между собой проектная и исследовательская деятельность;

– какие этапы проектирования бывают (на примере реализованного проекта);

– основные требования, предъявляемые к учебным проектам;

– виды учебных проектов, существующих в образовательной практике.

На примере антропогеннойэвтрофикации водоёмовА.В. Чернышев показал, как можно построить проект, который бы решалпроблему. Своим опытом по участию и организации проектной деятельности с участниками мастер-класса поделиласьКандрашина Екатерина, обучающаяся городского школьного лесничества «Дубравушка».

В завершении мастер-класса участникам была предложена игра в микро-группах, целью которой было составить экспресс-проект, который бы решал определённую экологическую проблему.Всего было представлено 4 проекта, направленные на решение проблемыгибели зимующих птиц в холодный период года; проблемы сокращения площади лесов на планете; проблемыувеличения численности бродячих собак и гуманного обращения сними; проблемы роста и накопления твёрдых бытовых отходов. Все проекты имели творческое решение и были направлены на население, а в первую очередь на самих себя!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *