Исследовательская творческая группа «Солярис»

Возраст детей: ученики 5-11-х классов.

Срок обучения: 3 года

Содержание деятельности:

Педагогической задачей «Соляриса» является творческая самореализация детей в научной или технической сфере. Акцент в работе с детьми делается не столько на улучшение их общеобразовательной успеваемости, подготовку к экзаменам, и т.п., сколько на воспитание и обучение соляристов, как будущих исследователей, изобретателей, творческих личностей.

В настоящее время работа соляристов охватывает широкий круг проблем, однако можно выделить несколько основных исследовательских и технических направлений:

* исследование наноструктуры поверхности кристаллов и биологических объектов (с использованием нанотехнологического оборудования Научно-исследовательского технологического института им.С.П.Капицы Ульяновского государственного университета);

* методы обнаружения фуллеренов;

* свойства и структура воды;

* робототехника (на базе наборов LEGO),

* информационные технологии (программирование роботов на языке C, программирование микроконтроллеров на Ассемблере, сайтостроение), нейросети, искусственный интеллект;

* лингвистика, семиотика (исследование заимствований в русском языке и др.);

* исследование космических лучей, астрономические наблюдения, исследование динамики солнечных пятен;

* теоретические и философские вопросы физики (возможности перемещений во времени, различные теории пространства-времени, элементарных частиц, кротовые норы пространства-времени и т.п.);

* физика электрических разрядов в газах;

* эффект (свечение) Кирлиан; трансформаторы Тесла;

* генераторы факельного разряда и т.п.;

* альтернативные летательные аппараты (ионолёты, магнитолёты, активный солнечный парус и.т.п.), авиация, космонавтика, аэродинамика;

* нейрофизиология (подпороговые воздействия на психику и др.).

Тематика исследований или технических разработок для каждого соляриста выбирается индивидуально, исходя из его собственных интересов. Основной критерий выбора темы: научный или технический вопрос должен быть, с одной стороны, малоисследованным, неоднозначным, спорным. С

другой стороны, солярист должен иметь возможность, в результате проведённых им исследований или разработок, сказать своё веское слово по данному вопросу. Как правило, ребята выбирают проблемы, находящиеся на стыке нескольких научных и технических дисциплин (физика, геофизика, астрономия, радиоэлектроника, информатика, химия, биология, нейрофизиология, история и др).

Дети, склонные к исследовательской деятельности, проводят самостоятельные теоретические и экспериментальные исследования интересующих их проблем – как с помощью серьёзной научной аппаратуры, так и с помощью самостоятельно созданных ими экспериментальных установок.

Дети, склонные к технической деятельности, занимаются в «Солярисе» разработкой и конструированием различных приборов. Они приобретают в «Солярисе» технические навыки, которые не даются по школьной программе (пайка, радиомонтаж и т.п.).

В процессе проведения исследований и разработок школьники знакомятся с современным состоянием исследуемых ими вопросов, углублённо изучают те научные и технические дисциплины, которые не проходятся ими в настоящее время по школьной программе, однако необходимы для проведения исследований. Это проходит как в форме бесед с руководителем «Соляриса», так и в форме чтения и последующего обсуждения рекомендованных им печатных и электронных материалов – книг, статей, материалов из интернета и др. При необходимости с теми соляристами, кто занят серьёзными проектами, проводятся летние теоретические занятия. Особое внимание в процессе обучения уделяется установлению межпредметных связей, в том числе, между естественнонаучными и гуманитарными дисциплинами.

Достижения воспитанников:

Соляристы успешно выступают на конференциях, семинарах, конкурсах, в том числе и в институтах Российской Академии Наук. Это предполагает выработку у них навыков изложения собственных идей и результатов собственного научного либо технического творчества. Исследовательские и технические работы ИТГ «Солярис» занимали призовые места на многих всероссийских конференциях, олимпиадах, соревнованиях. Научно-фантастические рассказы соляристов были отмечены дипломами и призами на литературных конкурсах. Воспитанники группы и руководитель имеют на сегодняшний день более 300 дипломов, грамот, благодарственных писем, из которых более 80 – всероссийского и международного уровня. У соляристов и у руководителя Соляриса имеется несколько десятков публикаций в научных изданиях международного, всероссийского и регионального уровня.